Новосибирск и Новосибирская область  
 

Портфолио из зазеркалья

26 сентября 2011 г.
Источник: www.mk.ru
Портфолио из зазеркалья

Не прошло и десяти лет, как идея зачислять абитуриентов не только по результатам ЕГЭ, но и по прочим академическим заслугам выпускника стала явью. По поручению президента механизм портфолио будет разработан к началу 2012 года. Но кое-что один из разработчиков идеи — глава комиссии Общественной палаты по образованию, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов — рассказал «МК» уже сейчас.

— Ярослав Иванович, идея дополнить итоговую аттестацию личным портфолио школьника обсуждалась с середины 2000-х годов. Все с ней соглашались, но ничего не делалось. И вдруг указание президента: сделать срочно! Почему именно сейчас?

— Как почему? Потому что президентский срок завершается! Вот только обозначенные сроки представляются мне неисполнимыми. Механизм-то, конечно, можно расписать и за месяц. Но новый способ измерения качества знаний ребенка требует общественного обсуждения. А на него времени не предусмотрено: задачу снова пытаются решить чисто административным способом, как это было с ЕГЭ. И тем самым снова дают серьезный повод для критики.

— Почему ответственным за введение портфолио президент назначил премьер-министра? Из-за противодействия лоббистов ЕГЭ?

— Думаю, никакой интриги тут нет. И «лоббисты» ЕГЭ ни при чем. Просто корректно, когда президент дает поручение не министру, а премьеру.

— Допустим. Ну а что войдет в портфолио?

— Общественная палата давно предлагала дополнить Единый госэкзамен перечнем других школьных и внешкольных достижений ученика и тем самым дать дополнительные возможности тем, кто занимался систематически, а не только последний год. Но этого никто не сделал: ни министерство, ни Рособрнадзор. И ЕГЭ доплыл в первозданном виде до сего времени — всем было так удобнее. Сейчас дело сдвинулось, и на первый план вышел вопрос о содержании портфолио. Главное — не сделать его коррупциогенным, а потому мы предлагаем положить в его основу средний балл школьника по профильным предметам за последние пять лет учебы в школе. Это создаст преимущества ребятам, которые учились всерьез. А вот другой вариант — составлять портфолио из грамот и свидетельств победителей олимпиад — мне представляется опасным. Будет как в анекдоте про Василия Ивановича. Вернулся он из Англии с большими деньгами и рассказывает Петьке: «Зашел я в клуб, сел играть в карты. Партнер говорит: у меня три короля. Я ему: покажи! А он: джентльмены должны верить друг другу на слово. И тут мне, Петька, карта как поперла!»

— Думаете, через такие портфолио «попрет» и нашим выпускникам?

— А вы сомневаетесь? При нашем-то уровне коррупции? Каждому ребенку сразу начнут снаряжать по портфолио: энтузиасты из числа родителей жизнь положат, чтобы собрать такую папку. Единственный способ — включать в портфолио не победы, а участие в олимпиадах. И чем раньше оно началось, тем больше должен «весить» портфолио. В ближайшее время мы предложим, чтобы победителем текущего года мог стать только победитель завершающего тура года прошлого. Это резко повысит вероятность, что не будет купленных результатов. А дополнительные гарантии создаст дополнение результатов ЕГЭ средним баллом по профильным предметам за несколько лет. Есть очень высокая вероятность, что Минобрнауки примет это наше предложение уже в ближайшее время. Собственно, на уровне руководства оно уже принято. Но из официальных документов, оформленных чиновниками среднего звена, оно почему-то выпало.

— На том же заседании Совета по нацпроектам президент озвучил другую идею — чтобы уроки в школе вели профильники из числа аспирантов и молодых специалистов. Не знаю, как для специалистов, а для аспирантов, наверное, это хороший шанс подработать...

— Где это вы видели аспирантов, у которых есть время преподавать в школе? Сегодняшний аспирант — человек занятой, и времени на школу у него нет. Он приехал в Москву ради отмазки от армии и наверняка обзавелся рабочим местом: на 2 тысячи в месяц-то не проживешь! Ну не корпит сегодняшний аспирант над диссертацией, жадно озираясь в поисках, где бы подработать! Весь свой аспирантский срок он работает, а под конец быстренько пишет диссертацию левой пяткой. Исключение составляют не более 1% — дочери богатых родителей и жены богатых мужей. Но и им, понятно, школа ни к чему, так что идея с уроками аспирантов — из серии «Алиса в Стране чудес». Предположение же, что работодатель будет отпускать вести уроки молодых специалистов — вообще чистое зазеркалье. Конечно, пристальный интерес президентской администрации к проблемам образования радует. Но к реальным проблемам образования, равно как к жизни вообще, некоторые идеи отношения не имеют. Подозреваю, что ректоры просто подумали: что бы такое президенту предложить позанятнее? Вот и придумали.

— А что вы будете рекомендовать правительству сделать в ближайшее время?

— Для школы — предложить «дорожную карту» на два года вперед: когда, как и что делать. Во-вторых, ужесточить подход к проведению олимпиад. В-третьих, формализовать портфолио: уже в следующем году можно учитывать средний балл по профильным предметам за последние пять лет учебы.

— Президент также дал поручение разработать к следующему учебному году программу реформы педагогического образования. Это реально?

— Вполне. Напомню: премьер Путин объявил, что вскоре зарплата учителя догонит среднюю по экономике региона. Правда, в некоторых субъектах сразу начались манипуляции: раньше объявлялись более высокие средние зарплаты, а теперь они вдруг понизились. Но первый шаг сделан — людям дан сигнал, что им будут платить пристойные деньги, и общество лишь должно контролировать, чтобы поручение национального лидера выполнялось должным образом. Второй шаг — отбирать под эти деньги сильных людей. Ну сколько в самом деле можно мусолить тему реформы педобразования и не двигаться с места?! Начинать можно уже в будущем году! Давайте прямо объявим: педвузы объединяются с университетами и становятся гуманитарными университетами. А учителя готовятся в педагогической магистратуре. Ведь если человек хорошо знает свой предмет, к примеру физику, то за два года его вполне можно научить преподавать ее интересно. Тем более что программы такие уже есть, и обучение по ним идет. Выпускникам надо доплачивать за степень. Причем такая возможность не закрыта и для учителей с опытом: пройти магистратуру можно и заочно, плюс к уже имеющемуся педагогическому образованию. Наконец, есть еще одно предложение Общественной палаты: внедрять в школах молодежные коллективы. Сделать это легче, чем кажется. Я предлагал взять самую слабую школу, но не закрывать ее, а снять директора и на конкурсной основе набрать молодежный коллектив с молодым директором. Другими словами, создать из некогда негодной школы экспериментальную базу, чтобы молодые педагоги показали, как можно учить детей по-другому.

Новости

Все новости

Чтобы пересдать один из предметов Единого государственного экзамена до конца приемной кампании в вузы, уже в этом году добавят два резервных дня.

02 апреля 2024 г.

Минобрнауки России объявило конкурс на получение грантов «Студенческий стартап», подать заявку можно до 15 апреля на сайте конкурса.

01 марта 2024 г.

Классные руководители школ и кураторы групп в колледжах и техникумах, работающие в населенных пунктах с численностью жителей менее 100 тысяч человек, будут получать федеральную выплату в размере 10 тысяч рублей. Об этом сообщил Президент Российской Федерации Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию.

29 февраля 2024 г.

С 7 по 13 июля в городе Чибо (Япония) проходит 64-я Международная математическая олимпиада школьников.

07 июля 2023 г.

На Госуслугах начался приём документов в вузы. Заявление можно подать в 5 любых вузов страны до 5 специальностей в каждом. Без личного посещения приёмных комиссий, очередей и бумажных документов. Для этого потребуется только подтверждённая учётная запись на Госуслугах.

20 июня 2023 г.
Выберите регион